Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное – осознав, что нет у нас никаких заслуг перед Богом, что как мы не принадлежим себе, так и то, что в нас (врожденные добродетели, свойства характера) не принадлежит нам, но вложено Богом, что нам нечем хвалиться, как только своими немощами, «неправедным богатством» грехов и страстей, мы желаем быть нищими всякой гордыни и превозношения (чем богат этот мир), но упраздниться по слову псалмопевца, быть никем и ничем для мира, чтобы принять в себя, стяжать Христа, приобрести Его нищету, Его смирение, Его самоотвержение…
Блаженны плачущие, ибо они утешаться. Тот, кто хочет обнищать ради Христа, спасения грехами и страстями, привлечь на помощь благодать Святаго Духа, видя свое падшее естество и все уродство души, проливает слезы в покаянии, борении с грехами и страстями, проходя тернистым путем падений и вставаний, слабости, лености в добродетели, искореняя всякое ожесточение и бесовский яд, избавляясь от бесовской крови. Блаженны плачущие не из саможаления, а о себе или о близких. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Апокалипсис 21:4)
Блаженны кроткие, ибо они наследят землю. Видение своих грехов рождает сочувствие к другим, желание спасения другим и кротость в обращении с людьми. Ибо «кто ты, осуждающий чужого раба. Пред своим Господом стоит он, или падает» (Рим 14:4)… Познавшие себя, увидев действие благодати Божией, благой Его промысл о себе, стремятся взыскать Его Лица в благоговении и трепете, следовать за кротким и смиренным сердцем Господом, быть во всем Ему подобными.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Приближающиеся к Богу путем покаяния души желают большей близости к Нему, нуждаются в углубленном боговедении, большей мудрости для противостояния козням лукавого. Но они также алчут и жаждут торжества правды Божией, исполнения Его воли, Его суда, победы Бога над всей гордыней и злобой сатанинской, человеческой, над миром сим.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Милостивые уже не просто кроткие, а уподобившиеся Богу в Его любви ко всем людям. Они молятся о всем мире, о том, чтобы люди просветились светом истины, познали неизреченную любовь, милосердие, долготерпение Божие, благой Его промысл, возблагодарили Его за жертвенный подвиг и служение… Это те, кто, подобно апостолу Павлу, желали бы быть отлученными от Христа, лишь бы люди спаслись. Это те, которые покрывают чужие грехи и немощи своими молитвами.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Это души, движимые лишь служением и угождением Богу, очистившие сердца от всего эгоистичного, горделивого, скверного, от всякого греховного развращения, кто пришел в состояние невинного, доверчивого, чистого помыслами ребенка. «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты» (Псалом 31).
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Кто желает быть благочестивым, будет гоним (Сирах ). Кто провозглашает правду Божию, Евангелие, на того уже ополчается сатана не только мысленно, но и воздвигает гонение, желает, чтобы такой человек удалился и не просвещал подвластных ему (сатане) людей светом истины, не сеял в людях доброе и вечное
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня
Христа гнали, поносили и злословили на Него, потому что не приняли, потому что неправильно и искаженно понимали Закон, не всматривались внутрь себя, но удовлетворялись внешним хождением в синагоги и на праздники в Храм, принимали из Закона только то, что нравилось, а не все заповеди в полноте, наружно были благочестивы, похвалялись пророками и праотцами, а не своими немощами (Ап. Павел…), пороки же и тайные недуги души прятали и не удосуживались оплакать и по возможности исправить соответствующими добродетелями. Думали, что Мессия решит проблему римского ига, а иго греховное с себя снять не возжелали. А Он пришел именно для этого. Гнать и гневаться нужно было на внутреннего врага своей души – сатану, а Христа принять всем сердцем, злословить и осуждать самих себя. К такому оказались способными только немногие избранные (Петр отойди от меня, я человек грешный). Обличения Господа обнажали тщательно скрываемые, а возможно и не осознаваемые пороки, но вместо покаяния большинство восставало на Спасителя. Религиозная верхушка иудейского общества была настолько порабощена сатаной, настолько мало в ней было здравых умов и голосов, что проповедь Иисуса и Его последователей она восприняла как угрозу своему положению властителей умов и духовных авторитетов. Если общество и его лидеры не взыскуют Бога, не руководимы Им, то понятно, что ими руководит миродержец, для которого Господь Иисус был главной опасностью, грозившей вывести людей из-под его власти…
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах
Комментарии
Отправить комментарий